Евгений
Иванович, поскольку вы пропагандируете русское
народное искусство, логично предположить: вы работаете в тесном контакте с
Посольством и Генеральным консульством России…
– Безусловно! Не так давно мы побывали в городе-герое Смоленске на
международном фестивале "С Россией в сердце" и стали
дипломантами. Вы бы видели, какой гордостью светились глаза наших мальчишек
и девчонок! Небезынтересно, что там мы были в своем роде единственным
детским коллективом, который играет на русских струнных инструментах.
Сегодня все с электрогитарами. А ведь славу России принесли именно
балалайка и домра. Кроме того, лучшие наши музыканты летом выезжают на
отдых в школьные лагеря соседней страны, путешествуют по городам России. Я
бы сказал так: с российскими дипломатами, с генеральным консулом Бориславом
Мещаниновым у нас сложились самые теплые и доверительные отношения.
Несколько лет мы плотно работали с известной российской певицей Екатериной
Алабиной. А музыкально-оркестровую школу будем создавать с помощью коллег
из Самары и Питера. Не чужды меценатству и русские общественные
организации, в частности Ассоциация русских, славянских и казачьих
организаций Казахстана. Разумеется, в нашем репертуаре значительное место
занимают произведения и классиков казахской музыки – Ахмета Жубанова, Шамши
Калдаякова и
Евгения
Брусиловского. Исполняем мелодии немецких,
уйгурских, татарских, узбекских композиторов. Ведь музыка не знает ни
границ, ни таможен.
– Сегодня в любой сфере жизни легче пробиться профессионалам…
– Я уже сейчас могу сказать: многие наши ребята играют на весьма приличном
и вполне профессиональном уровне. Назову несколько фамилий. Катя
Шамсутдинова – пианистка, но в оркестре играет на домре и ловко управляется
с синтезатором. Она добирается из дома на репетиции больше часа с
несколькими пересадками. Но занятия не бросает, занимается уже пятый год.
Артур Шавалеев поступил в юридический колледж, но к нам на репетиции
приходит с удовольствием. С ним произошла весьма примечательная история. Он
при поступлении недобрал два балла. Но когда директор узнала, что Артур –
баянист
, сразу зачислила его в колледж. Инна Антоненко
всю свою учебу исполняла обязанности учебного концертмейстера, во всем
помогала педагогам. Пройдя полный курс обучения в оркестре, продолжает не
только играть в нем, но и исполнять свои повседневные обязанности.
Если ребенка научить музыке, то, став взрослым, он не станет совершать
дурных поступков. Так что мой совет родителям: не препятствуйте малышу,
если он тянется к музыке. И еще. Считаю, что полноценная музыкальная школа
– это непременно оркестр. За тридцать лет работы пришел к выводу, что
музыкальное образование, развитие слуха в том числе, в коллективе идет более
активно и гармонично. Ребенок узнает разные инструменты, учится различать
тончайшие штрихи партитуры, тембральную окраску звуков. Оркестр развивает
не только музыкальный слух, но и своеобразное мышление, повышает
ответственность юного исполнителя. Так что в какой-то мере слаженный
оркестр – это всегда школа. Я заметил, что ребятам интересно играть сложные
вещи. Возникает чувство доброго соперничества: "Раз мой товарищ сумел,
чем я хуже?" Очень важно, чтобы ребенок получил в юные годы наиболее
всестороннее и качественное начальное образование, а в музыке – особенно.
Сам я учился у основоположника профессиональной баянной школы в Казахстане
К. Ошлакова. Когда в консерватории открыли класс баяна, его пригласили туда
преподавать. Но Константин Кириллович рекомендовал своего ученика, а сам
остался на скромной ставке институтского преподавателя. Я горжусь тем, что
сумел подготовить и издать монографию "Воспоминания об учителе",
посвященную Константину Кирилловичу.
– А где вы берете инструменты?
– В России сохранилось несколько музыкальных фабрик, которые выпускают
балалайки и домры. Есть у нас и подарки. Недавно приходит человек и
говорит: "Услышал про ваш оркестр. Возьмите балалайку. Все равно на
ней никто не играет". Что бы там ни говорили, народ у нас добрый и
отзывчивый…
Беседовал
Юрий КИРИНИЦИЯНОВ
Фото Игоря Логвина
|